Интервью и статьи

"Музыкальный журнал" март 2017 "Моцарт forever"

Концертный сезон 2016/2017 годов многими считается « моцартовским». 260 лет со дня рождения великого композитора и 225 лет – от даты его смерти. Меломаны по всему миру и музыканты разных стран – каждый по своему, отмечают эти даты: записывают диски, снимают фильмы, ставят спектакли, готовят концертные программы. Сопрано Екатерина Монисова, чьё творчество во многом определяет интерес к европейской классической музыке, к моцартовским юбилеям подготовила ряд программ, ставших заметными событиями в музыкальной жизни.

Второй год подряд лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка Республики Хакасия Екатерина Монисова получает приглашение принять участие в одном из известных европейских музыкальных форумов – международном фестивале «Чешские прикосновения музыки».

Фестиваль, продолжающийся в течение месяца, начинает свой сезон в канун Рождества. «Чешские прикосновения музыки» – это не только один из самых крупных фестивалей классической музыки в стране, но и единственный, имеющий собственный камерный оркестр. Возглавляет фестиваль Мирослав Матейка – общественный деятель, музыковед (выпускник отделения теории музыки Философского факультета Карлова университета, преподававший в разные годы в Пражской консерватории и консерватории Яна Дейла) и музыкант (М. Матейка руководит собственной группой Ensemble Martinů). Поддержку фестивалю оказывают Министерства культуры Республики Чехии, Пражская мэрия, чешское телевидение и радио.

В основе концепции фестиваля – идея охватить как можно более широкий спектр музыкальных жанров. В рамках этой концепции создатели фестиваля выделяют три основных принципа формирования его программ: поддерживать молодых музыкантов в возрасте 30-35 лет, давая им шанс выступить плечом к плечу с именитыми мастерами или известными оркестрами; широко представить публике чешскую и русскую музыку XX века; развивать фестиваль как туристический кластер – объединить музыку и архитектуру Праги, подчеркнуть, что Прага – настоящая культурная и туристическая столица.

В сезоне 2016/2017 годов проходит уже XXVIII-й фестиваль. И, конечно, его организаторы не могли пройти мимо юбилейных моцартовских дат.

Мирослав Матейка: «Музыка Моцарта уникальна, в том числе и по эффекту своего воздействия на человека. Оказывается, те, кто слушал Моцарта, достигли больших успехов в математике и других технических науках. Этому посвящено исследование Оксфордского университета, которое было представлено здесь, в Праге, в рамках семинара, посвящённого финансированию музыкальных проектов и влиянию классической музыки на человека. Семинар был подготовлен ассоциацией музыкальных фестивалей. Мне кажется, что человек постоянно окружен музыкой. И самое важное – это её влияние на человека, впечатление, которое слушатель унесёт с собой домой из концертного зала» (из интервью в прессе).

Исполнять произведения В.А. Моцарта на нынешнем фестивале приглашены музыканты из России. И это тоже добрая традиция «Чешских прикосновений музыки». В разные годы в концертах фестиваля принимали участие Квартет имени А. А. Бородина, скрипач Андрей Баранов, пианист Василий Примаков. На двадцатый, юбилейный фестиваль в Праге ждут Владимира Спивакова. Пела в программе «Чешских прикосновений музыки» и Екатерина Монисова, сразу завоевавшая признание устроителей фестиваля и пражской публики высокой культурой вокала и сценического имиджа. А также – своим особым творческим вниманием к аутентичности исполнения – как в стиле, так в звучании классических произведений, которые «подходят» и собственному тембру, и изяществу звуковедения, столь необходимых для представления барочной или ренессансной музыки.

Екатерина Монисова: «У меня много любимых композиторов: от Пёрселла и Баха до Рахманинова и Шнитке. С детства я люблю играть на фортепиано фуги Баха и ноктюрны Шопена. Сегодня в моей программе самая разная музыка: от барокко до джаза. Неизменно влюбляешься в композиторов, чью музыку исполняешь. Сейчас я влюблена в Моцарта! Музыка Моцарта помогает обрести душевное равновесие и гармонию. Конечно, я не могла отказаться от предложения исполнить Моцарта в Праге, в городе, где состоялись его знаменитые оперные премьеры. Готовясь к фестивалю, я недавно представила сольную моцартовскую программу в Москве».

Концерт «Моцарт!», составленный исключительно из сочинений В.А. Моцарта, прошёл в Малом зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского. В программе также участвовали струнная группа Камерного оркестра «Musica Viva» под руководством Александра Рудина, дирижировал концертом Леонид Казаков.

Предварив соло Е. Монисовой исполнением «Миланской симфонии соль-мажор» (опус К. 74) и увертюрой к опере «Свадьба Фигаро» (опус К. 427), оркестр перешёл к серии роскошных классических «дуэтов» с певицей, которая в качестве вступления к своей вокальной программе исполнила редко звучащую Арию «Et incarnatus est» из Большой Мессы до минор В.А. Моцарта (опус К. 427), сочинения, требующего от вокалистов не только виртуозного, но и одухотворённого пения. Е. Монисова прекрасно справилась с этой сложнейшей задачей, продемонстрировав филигранность прорисовки фиоритурных украшений партии, хорошую наполненность ровного дыхания, полётность звука и просветлённость вокала.

Также в концерте прозвучали арии и речитатив Графини из «Свадьбы Фигаро», ария Сервилии из оперы «Милосердие Тита» и арии и речитатив Донны Анны из оперы «Дон Жуана», в исполнении которых проявились лучшие черты русской вокальной школы и личностных качеств вокалистки. Среди них – чувство стиля произведения и глубокое понимание артистических задач, богатство тембральных красок и диапазона голоса, искусное владение мастерством нюансировки и динамических оттенков, и неизменно – хорошо поставленное дыхание, позволяющие проявлять красоту и силу голоса в точном соответствии с образом и характером своего персонажа и исполняемого произведения. Завершила концерт в Малом зале консерватории торжественно-праздничная «Аллилуйя» из моцартовского Мотета «Exultate, jubilate» (опус К. 165/158а). На «бис» прозвучали «коронные» в репертуаре Е. Монисовой ария Нормы «Casta Diva» из одноимённой оперы В. Беллини и ария Маргариты из оперы «Фауст» Ш. Гуно.

Понятно, что моцартовские экзерсисы талантливой московской певицы не могли не остаться незамеченными. И она закономерно стала ведущим голосом концерта «Виват, Моцарт!», состоявшимся в рамках фестиваля «Чешские прикосновения музыки» в одном из самых красивых залов Европы – зале имени Бедржиха Сметаны (Smetana Hall) в Муниципальном доме Праги.

В концерте принимали участие оркестр «Пражские виртуозы (Virtuosi Pragenes), дирижёр – Петр Лоуженски, партию валторны исполняла Екатерина Явуркова. Программу концерта составили популярные произведения В.-А. Моцарта: оркестровые – Маленькая ночная серенада (опус K. 525), Концерт №4 Ми бемоль мажор для валторны с оркестром (опус K 492), Симфония №. 29 Ля мажлр (опус K. 201) и вокальные – ария из Большой Мессы до минор (K. 427) «И воплотившегося», ария Графини «Porgi, amor, qualche ristoro» из оперы «Свадьба Фигаро» ( опус K. 492), речитатив и ария Донны Анны «Crudele! Ah no! Mio bene!..Non mi dir...» из оперы «Дон Жуан» (опус K. 527).

«Звучание оркестра было превосходным, – вспоминает своё выступление в Праге Екатерина Монисова. – Гибкое звучание, тонкое чувство стиля, сценическая элегантность. Дирижёр, что называется, ловил каждый мой вздох. Это было замечательное музицирование, и неудивительно, что всё удалось, и публика приняла нас тепло и душевно».

Необходимо отметить, что концерт с участием Е. Монисовой в рамках прошедшего фестиваля «Пражские прикосновения музыки» проводился под эгидой Его Превосходительства Александра Владимировича Змеевского, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Чешской Республике.

Творческая дружба певицы с Чехией продолжится – 5 августа Екатерина Монисова приглашена открывать XIX-й Международный музыкальный фестиваль Peter Dvorský International Music Festival в Моравии, который проводится под патронатом знаменитого словацкого тенора Петера Дворски.

Концерт с участием Е. Монисовой пройдёт в Замке Яромержице над Рокутной (the Chateau Jaroměřice nad Rokytnou) и будет представлять собою программу дуэтов с итальянским тенором Джордано Лука. Моравским филармоническим оркестром, сопровождающим выступление, приглашён дирижировать молодой, но уже завоевавший известность итальянский дирижёр Себастьяно Ролли.

Татьяна Тхарёва (Москва). Музыкальный журнал.