"Музыкальный журнал" ноябрь 2017 "Классика – не значит ретро"
В ряду сегодняшних активно концертирующих российских вокалисток имя Екатерины Монисовой не на общем плане. Её выступления собирают реальную публику – независимо от программы и сценической площадки.
Ей аплодируют, её знают.
Войдя в столичное музыкальное сообщество как певица аутентичного, барочного репертуара, она всё время искала новый поворот в своём творчестве и продолжает это делать. Екатерину Монисову без натяжки можно отнести к категории makingherself. И эта её энергетика и трудолюбие, помноженные на музыкальность и талант, неизменно вовлекают в творческое поле певицы других талантливых музыкантов. Среди её партнёров по сцене – известные оркестровые коллективы и именитые солисты: Московский камерный оркестр Musica Viva, камерный оркестр «Московская камерата», ансамбль солистов « Эрмитаж», Молодёжным симфонический оркестр Санкт-Петербурга, солист Большого театра Роман Муравицкий, органист Фёдор Строганов, флейтистка Ирина Стачинская, пианистка Марина Кравец, саксофонист Алекс Новиков. Им вместе творчески интересно – это чувствуется по каждой концертной программе Екатерины. Выпускница Казанской консерватории и Московской академии имени Гнесиных, она уже – неоднократный лауреат международных конкурсов (среди её наград – Гран-При Международного форума вокалистов в Италии), в 2010м году ей присвоено звание «Заслуженная артистка Республики Хакасия». Екатерина много гастролирует по России, география её мировых концертов включает в себя Италию, Португалию, Чехию, США и другие страны.
Сегодня мы говорим с певицей о её музыкальных пристрастиях, коллегах и её недавних новых выступлениях.
– Екатерина, вы уже не впервые становитесь участницей международного музыкального фестиваля в Чехии, который проходит под патронажем знаменитого певца Петера Дворского. Что значит для вас приглашение на этот музыкальный форум? Что объясняет такое постоянство организаторов фестиваля?
– Я выступала в Чехии на двух крупных фестивалях высокого профессионального уровня. Фестиваль Петера Дворского* – это второй фестиваль в Чехии, на котором мне предоставили право открывать его своим выступлением. Первый фестиваль – это «Чешские прикосновения музыки», в котором я принимала участие дважды, проходит в Праге в Рождественские и Новогодние праздники, в самых красивых залах чешской столицы: SPANISH HALL (Испанский зал), Муниципальный дом – SMETANA HALL и других. Исполнители, участвующие в его программах, в основном, инструменталисты и симфонические и камерные оркестры, так, например, в этом году на фестиваль приглашён Маэстро Федосеев со своим коллективом.
В концерте в рамках первого в моей творческой карьере фестиваля «Чешские прикосновения музыки» я имела счастье выступать с Маэстро Леошем Сваровски, первоклассным дирижёром, мастером своего дела, очень опытным музыкантом, поэтому нам не пришлось даже репетировать. Достаточно было перед концертом один раз без остановок пройти довольно сложные оперные партии – арию Клеопатры из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте», гавот Манон из оперы Массне «Манон» и вальс из оперы Гуно «Ромео и Джульетта». Оркестр был отлично подготовлен, дирижёр ловил каждый мой вдох, и пражская публика очень тепло принимала меня.
Успех этого выступления стал рекомендацией моего приглашения на следующий фестиваль «Чешские прикосновения музыки», где я представила Моцартовскую программу в знаменитом Smetana Hall (концерт состоялся под патронажем Посла России в Чехии Александра Владимировича Змеевского), и затем с подачи того же Маэстро Сваровски меня пригласили уже на Peter Dvorsky Music Festival. Фестиваль Петера Дворского – это вокальный фестиваль, и проходит он каждый год в конце лета в разных красивых местах и замках Чехии.
– Чем знаменит фестиваль, который проводит Петер Дворский? Его место в музыкальной жизни Европы и в вашей жизни?
– Право открывать фестиваль Петера Дворского предоставляется известным и признанным в мире музыке оперным певцам. Среди тех, кто открывал своим концертом этот фестиваль, например, – знаменитая Монсеррат Кабалье. Конечно, для меня это большая честь – открывать фестиваль такого уровня, к тому же будучи впервые приглашённой принимать в нём участие.
Открытие фестиваля Петера Дворского традиционно проходит в начале августа на открытой площадке, во французском парке знаменитого замка Яромержице над Рокутной (Chateau Jaroměřice nad Rokytnou) – Chateau Park, который находится в Моравии, на границе с Австрией. Для жителей Европы это событие, на которое собираются тысячи зрителей, и это «чопорная», элитная публика не только из Чехии, но и Австрии, и других европейских стран.
– Как формируется репертуар вашего выступления на фестивале – в контрапункт основной программе или в тон её музыкальному направлению?
– Репертуар и программы своих выступлений я обычно составляю сама – в зависимости от того, с кем выступаю и в каком сопровождении, на какой площадке. Весь прошлый год был посвящён Моцарту, поэтому мой сольный концерт в Москве с оркестром Musiсa viva и выступление в Праге в Smetana Hall было приурочено к юбилейному году этого великого композитора. В концертах с органистами я выбираю произведения для сопрано и органа – знакомые и новые для коллег, которые с удовольствием пополняют тем самым и свой репертуар. Надо сказать, что чешские фестивали часто бывают тематическими, прежде всего, это касается фестиваля в Праге. Но так получилось, что тематика, определяемая для него организатора ми фестиваля, и мои программы совпали, так что мне нетрудно было им соответствовать. На фестиваль в Моравии меня тоже попросили о предпочтении его устроителей – предложить арии и дуэты из опер итальянских композиторов, но произведения я выбирала сама.
– Вашим партнёром по сцене на фестивале Дворского в этом году был Джордано Лука – известный итальянский тенор. Расскажите о вашем партнёре и вашем выступлении.
– По традиции последних лет Себастьяно Ролли, дирижёр Моравского симфонического филармонического оркестра приглашает на открытие фестиваля звёзд оперы из-за границы. В этом году мне посчастливилось быть приглашённой и петь вместе с молодым тенором из Италии Джордано Лука, лауреатом конкурса оперных исполнителей Пласидо Доминго. Джордано – лирический тенор, и его голос очень красивого тембра. Мы исполняли арии и дуэты из опер «Норма» Беллини, «Риголетто» и «Травиата» Верди, «Вертер» Массне, «Богема» и «Мадам Баттерфлай» Пуччини.
– Ваши впечатления от оркестра, дирижёра?
– Дирижёр Себастьяно Роли – молодой, но уже завоевавший известность итальянской публики. И понятно, почему. Петь с ним очень комфортно, он ловил каждый вдох, каждую фермату, и своим жестом управлял и вдохновлял. Его экспрессивная манера дирижировать мне очень импонирует, и мне понравилось сотрудничать с ним. И, конечно, Моравский симфонический оркестр под его управлением звучит эффектно и выразительно, и по качеству музыкальности, мне кажется, соответствует самым высоким оркестровым стандартам.
– Вы поёте много не только сольных программ, но и в дуэтах. Среди ваших партнёров по сцене, в том числе, солист Большого театра, замечательный тенор Роман Муравицкий…
– С Романом Муравицким выступала несколько раз в Москве и в Санкт Петербурге. Наш концерт концерт в Санкт-Петербургской академической филармонии назывался «Золотая коллекция оперных шедевров» и был посвящён памяти известного итальянского дирижёра, Маэстро Альберто Дзедды. В программе первого отделения я исполняла знаменитые арии из классических опер – арию Нормы Casta Diva из одноимённой оперы Белли ни, арию ЧиоЧиосан Un bel di, vedremo из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». Во втором отделении я пела французские арии – Гавот Манон из оперы Массне «Манон Леско», арию Маргариты из оперы Гуно «Фауст». Роман исполнил в концерте лучший теноровый репертуар – звучали ария Хозе из оперы Бизе «Кармен», ария Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы». А завершили концерт мы дуэтами из «Травиаты» Верди и «Богемы» Пуччини. Питерская публика аплодировала нам от души. Такого тёплого приема мы с Романом не ожидали. Роман Муравицкий очень чуткий и опытный партнёр. Ведь столько ролей в театрах! Выступление прошло в сопровождении Молодёжного симфонического оркестра Санкт-Петербурга (художественный руководитель – Мигран Агаджанян), дирижировал программой Николас Беласко – молодой дирижёр из Италии, очень внимательный к вокалистам и отзывчивый на движение их голосов. Петь с ним было удобно и легко.
– Вы исполняете разножанровые произведения, диапазон вашего репертуара очень широк. Но есть ли особые предпочтения? Какое место классика занимает в вашем творчестве и репертуаре?
– Во всём мире принято певцов подразделять на голоса для исполнения музыки Моцарта или Россини. Мне было бы скучно развиваться в одном направлении и петь, к примеру, только музыку эпохи барокко. Окончив дирижёрско-хоровой факультет Казанской Государственной консерватории у профессора Алевтины Владимировны Булдаковой, поработав с её хором Dornen crone, освоила инструментальную манеру подачи звука – то, что и требуется для исполнения сочинений композиторов барочной эпохи, поэтому у меня хорошо получалось исполнять аутентичные музыку. После того, как я поступила на второй курс вокального факультета в Академию имени Гнесиных к Леониду Аркадьевичу Бомштейну (Виленский – тенор Большого театра), я стала тяготеть к музыке Беллини, Пуччини, Верди и развивать свой голос в этом направлении. В настоящее время я сотрудничаю и веду концертную деятельность с замечательным концертмейстем, профессором Академии музыка имени Гнесиных Мариной Кравец, расширяю свой вокальный кругозор, музыкальность и чувство стиля, что заложено было ещё в Казанской консерватории.
– Есть ли у вас любимый композитор, музыка любимого временного периода?
– У меня много любимых композиторов, мне нравится исполнять музыку разных эпох. В моём репертуаре, как камерная так и вокально-симфонический музыка: от Баха и Генделя до Малера и Гершвина. Как носитель русской культуры, я мечтаю представить публике русскую программу с романсами Алябьева, Глинки, Рахманинова и Свиридова. А что касается оперы, то была бы счастлива спеть в оперном театре партию Виолетты из оперы Верди «Травиата». В прошлом году я представляла московской публике джазовые программы вместе с саксофонистом Алексом Новиковым и джаз-бэндом под управлением Владимира Агафонникова в театре Эстрады, в Доме музыки и в консерватории. У меня есть ученицы, которые любят поп-музыку. Но на своих уроках я говорю им: когда вы научитесь петь классику, вы сможете петь все. Классика – не значит «ретро», классическая музыка – это та основа, на кото рой держится профессия вокалиста.
– Какие программы вы сейчас готовите? В каких проектах заняты? Как вообще складывается сегодня ваша концертная деятельность?
– В моих ближайших планах выступить 5 января в Малом зале Государственного Кремлёвского дворца в Новогодней программе с молодёжным симфоническим оркестром имени Святослава Рихтера, дирижёр – Илья Норштейн. В первом отделении прозвучат популярные оперные арии и во втором – музыка из оперетт, мюзиклов и знаменитая «Колыбельная Клары» Гершвина.
В феврале состоятся концерты с органистами. Впервые я буду выступать в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла в Москве с органисткой Ладой Лабзиной. Вообще, в планах продолжать дуэтные программы с тенором, баритоном и флейтой. Ещё планирую запись диска с симфоническим оркестром.
– А вы не хотели бы сами создать свой фестиваль? Каким бы он был?
– Если собрать команду единомышленников, то это был бы интересный опыт. Об этом можно помечтать.
Елена Езерская (Москва). Музыкальный журнал.