Интервью и статьи

Журнал «ОНИ» "Путь к совершенству лежит через искусство"

18 января в Хакасской республиканской филармонии состоялся сольный концерт Екатерины Монисовой с симфоническим оркестром под управлением В. Инкижекова. Ее сопрано на­столько свободно и легко проникает в душу слушателя, что нам стало интересно в чем же тайна потрясающей гармонии и красоты, которая окружает этого человека. О любви, искусстве и секретах мастерства мы и побеседовали с Екатериной за чашкой ароматного чая.

Расскажите как получилось, что вы начали петь?

Я пою всю жизнь, сколько помню себя. Я родилась в Казани, а выросла на Северном Кавказе, в Майкопе - маленьком городке в республике Адыгея, где не было оперного театра. В детстве я была очень раскрепощенным ребенком, поэтому пела везде, где могла найти благодарную аудито­рию: в магазинах, очередях на остановках. Возможно, это сыграло определенную роль в моей судьбе, потому что артистизм во мне был всегда и просто искал выхода в разных формах. Одно время я мечтала быть балериной, даже посещала балетную студию, хотела быть актрисой, но, в итоге, именно вокал позволяет мне дарить публике все мое мастерство. В Майкопе я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и дирижерско-хоровое отделение училища искусств. С третьего курса училища меня на­правили к профессору Санкт-Петербургской Государственной Консерватории В. Афанасьеву, у которого я брала уроки дирижиро­вания. Именно с программой, которую мы с ним разучили, я поступила в Казанскую госу­дарственную Консерваторию. Надо сказать, что мне всегда везло с преподавателями. А. Булдакова - профессор, руководитель хора «DornanKrone» («Терновый венец»), кото­рый стал лауреатом различных международ­ных конкурсов. Они объездили с гастролями Швецию, Мальту, Италию. Когда я работала там хормейстером, исполняли общемировую классику - Рахманинова, Щедрина, Хинде­мита и т.д. После Консерватории я, как мо­лодой специалист преподавала в Институте искусств г. Абакана. Тяга к сцене была силь­нее меня, я пожертвовала педагогической карьерой ради вокала и поступила на 2 курс Российской Академии Музыки им. Гнесиных.

Моим педагогом стал Л. Виленский - один из ведущих теноров Большого театра, объ­ездивший с гастролями все ведущие оперные театры мира. После окончания «Гнесинки» у меня будет две квалификации - оперная певица и камерная певица.

А что вам ближе опера или романс?

Романс тонко передает нюансы человеческих чувств, опера очень мощно об­нажает вечные человеческие страсти. Трудно сказать какой из этих бриллиантов крупнее, просто у них разная огранка. Я люблю исполнять и романсы, и арии, очень люблю джазовые композиции, слушаю и клубную музыку. В прошлом году мне даже предлагали участие в джазовом проекте в Москве, но я хочу сначала попытаться реализовать себя в оперном искусстве.

Говорят, что некоторых людей ведет по жизни путеводная звезда. В вашей жизни тоже есть нечто подобное?

Это мой голос, он неоднократно выру­чал меня. Например, на выпуском экзамене в Казани я выступала в роли не только дирижера, но и солиста. Сальвадор Дали в свое время сказал: «Не стремитесь к совер­шенству, вам все равно не достичь его», тем не менее стремление к идеалу живет внутри каждого из нас и является мощнейшим пози­тивным стимулом. Именно благодаря этому стремлению люди творят величайшие произ­ведения в разных областях искусства. Опера учит меня быть искренней, ведь это главное в творчестве. Раньше я боялась обнажать свои чувства на сцене, теперь, когда я пою, я люблю, я готова обнять взглядом каждого, кто слышит меня. Это высшая любовь, я готова дарить ее и чувствую ее в ответ.

Возможно, есть композиторы, про­изведения которых вызывают у вас наи­больший душевный трепет?

Это И.С. Бах, его музыка рождает во мне чувство сопричастности, принад­лежности к высшему космическому разуму, люди говорят, что путь к Богу лежит через искусство, это действительно так. К тому же, органные произведения Баха я слышала с самого детства, мои родители не были музыкантами, но в доме постоянно звучала органная музыка, я выросла на ней. Очень люблю творчество Ф. Шопена, в Консерватории часто исполняла его ноктюрны. Шопена играют и слушают сердцем, живое сердце не может остаться безразличным к нему.

Кем из исполнителей оперы вы вос­хищаетесь?

Искренне восхищаюсь Галиной Виш­невской и мечтаю познакомиться с ней. Это человек необычайной судьбы, абсолютно неординарная личность с сильнейшей волей к жизни и творчеству. Говорят, что каждому дается испытаний ровно столько, сколько он может преодолеть. Но одно дело преодо­леть, и совсем другое -одержать полную и безоговорочную победу над жизненными обстоятельствами, создать свою школу оперного искусства. Чечилия Бартоли по­влияла на меня своей вокальной техникой и итальянским темпераментом, Барбара Хен­дрикс покоряет оперно-джазовой манерой исполнения.

Бытует мнение, что опера - искус­ство для ограниченного числа интеллектуа­лов, так ли это?

Пожалуй, да. Но нужно понимать, что опера - искусство вечное, оно всегда найдет своего слушателя, тем не менее, оно развивается, трансформируется согласно реалиям внешнего мира. Сегодня слушатель воспринимает это искусство, как сплав опе­ры и ритмов. Вспомните незабываемый дуэт Ф. Мэркьюри и М. Кабалье, их «Барселона» прогремела на весь мир.

Насколько я понимаю, вы никогда не прекращаете радовать слушателя.

Да, это так. В феврале состоится кон­церт «Не только джаз» с известным в городе коллективом «Виола-квартет», так что добро пожаловать всем, кто хочет насладиться хорошей музыкой и исполнением.

Вы очаровательны и на сцене и в жизни, в чем ваш главный секрет красоты и хорошего настроения?

Все очень просто, я оптимист, воспри­нимаю внешний мир в высшей степени пози­тивно. Я смотрю на мир сквозь розовые очки, но с рентгеном. Это действительно так. Во всем происходящем я вижу только плюсы, но очень хорошо понимаю все человеческие мотивации. Какой смысл злиться на людей, если понимаешь, что движет ими? Никто не обязан действовать в твоих интересах - и это нормально, так устроен мир. Каждый из нас живет той жизнью, которую выбирает для себя сам. Хочешь быть счастливым и красивым - просто будь им!

Скажите, Екатерина, почему в наше жесткое время вы остаетесь верны ис­кусству?

Искусство никогда не предаст. Мир постоянно меняется, увеличивается скорость жизни, а искусство остается вечным, это своеобразный ориентир, который не дает по­терять почву под ногами. Если будешь верен искусству, искусство будет верно тебе.

Беседовала Надежда Ильченко.