Интервью и статьи

Журнал «ШиК» "Мечтаю петь в оперных театрах мира"

Екатерина Монисова, оперная певица и музыкант, еще только завоевывает признание у широкой публики. Но знатоки и тонкие ценители пения в России и за рубежом уже заметили ее красивое сопрано. В прошлом году Екатерина стала обладателем Гран-при международного Форума вокалистов, который традиционно проходит в Италии. В ее репертуаре оперные арии и камерная вокальная музыка разных эпох и стилей - от барокко до джаза.

Екатерина, долгим был ваш путь до победы в Италии?

Родом я из Казани, окончила там консерваторию. Потом работала в Хакассии, сотрудничала с симфоническим оркестром Хакасской филармонии. И еще преподавала в Институте искусств. Я прожила в Хакассии с перерывами около 10 лет. Там большие просторы и потрясающие Саянские горы, они дают сильную энергетическую подпитку. К сожалению, ее хватало ненадолго, я чувствовала себя в Хакассии одинокой. Окончив Гнесинку по специальности «оперное пение», решила остаться в Москве. Здесь поклонники, друзья, их поддержка очень помогает. Может, поэтому и моя сольная карьера стала развиваться лучше: сначала я получила в Италии первую премию, а позже - Гран-при. Сейчас я солистка Московской филармонии. Однако моя самая большая мечта - петь в оперном театре.

Кто ваши кумиры оперного искусства, на кого вы ориентируетесь?

Не хотелось бы кому-то подражать, это путь неправильный и неблагодарный. Но мне очень нравится, как держит себя на сцене Анна Нетребко, у нее прекрасная пластика. Имея к тому же кинематографическую внешность, она умело этим пользуется. Хороших голосов и красивых певиц много, но Нетребко самая раскованная. И это уже другой эталон оперного искусства. У нас какие всегда были стандарты: выходили певицы - и стояли. Даже когда я училась, а это было не так уж давно, нам строго-настрого запрещали делать что-то руками. Это хорошо на этапе обучения. Но зрителю уже не интересно, когда певица стоит, как тумбочка, на сцене, он хочет не только слышать, но и видеть. Чтобы было зрелищно. Словом, стереотипы меняются, и слава Богу.

Расскажите о своем репертуаре, что вас привлекает как исполнителя?

В последнее время мне почему-то все время хочется петь на французском языке. Может, в прошлой жизни я была француженка? Шутка, конечно же. А вообще я перепела на всех языках. Но сейчас взяла на французском Джульетту из оперы Гуно «Ромео и Джульетта» и Маргариту из его же «Фауста» - такая красота! Только очень сложный в пении язык, пожалуй, самый сложный из всех. Зато когда отрабатываешь произношение, получается необыкновенно красиво. А если говорить о репертуаре в целом, то я исполняю партии лирического сопрано - это Снегурочка из одноименной оперы Римского-Корсакова, Виолетта - из «Травиаты» Верди, Татьяна - из «Евгения Онегина» Чайковского... Очень люблю выступать с ансамблем «Экселенте», он умеет передать аромат музыки старинных эпох. И каждый свой сольный концерт, кстати, ближайший будет 1 мая в музее-заповеднике «Царицыно», всегда заканчиваю «Колыбельной Клары» Гершвина. Это мой коронный номер, где я соединяю оперу со свингом.

К слову, о сочетании оперы со свингом. Что вы думаете о кроссовер- проектах, подобных тому, что сделали Игорь Крутой и Дмитрий Хворостовский, когда опера приближается к массам? Или о кроссовер-исполнителях вроде Ванессы Мэй, которая занимается тем же самым - доносит классику до тех, кто хочет слушать ее не только в консерватории?

В одном подобном проекте мне даже предлагали участвовать: я должна была петь арию космической дивы из фильма «Пятый элемент». Однако без масштабной подготовки здесь не обойтись: нужны большие деньги на привлечение хороших оперных голосов, соответствующие световые эффекты, мощная поддержка прессы, телевидения... Хотя, конечно, мне бы хотелось отличаться от других певиц не только голосом, но и креативными подходами в исполнении. Но есть тут и другая сторона медали: когда ты начинаешь петь с микрофоном, то теряешь навыки пения в большом зале, где совсем другая технология, другое дыхание. Начал Николай Басков петь в микрофон - и он уже не может работать в Большом театре. Поэтому я не пою, например, так часто в микрофон по корпоративам - сама себе все ломать не хочу. Только однажды спела Ave Maria на клубной вечеринке, это был оперный микс с ди-джеем.

Что говорит ваш гастрольный опыт о вкусах публики в провинции и в столице, в России и в Европе, они сильно разнятся?

В нашей Сибири, например, хотят что-то развлекательное, там слово «опера» вообще пугает людей. Вот оперетта - да, это здорово. Да что Сибирь, даже в Москве не так ценят оперное искусство, как в Европе и Америке. Мне выпало счастье и удовольствие в рамках турне по Америке выступить в резиденции посла России в США, после чего я была приглашена принять участие в Вашингтонском оперном бале под управлением Пласидо Доминго. Я была поражена трепетным отношением американцев к оперному пению. Тем не менее, основные музыкальные традиции все-таки идут из Европы. Поэтому-то я воспитана на европейской музыке и пою преимущественно ее.

Когда отправляетесь на гастроли, большой багаж берете с собой?

Естественно, беру все концертные платья, в первую очередь - любимое синее, его для меня сшила дизайнер Татьяна Романюк специально к конкурсу в Италии, где я получила Гран-при. Платье оказалось счастливым для меня. С Татьяной мы сотрудничаем не так давно, но я очень довольна нашим партнерством, мы с ней на одной волне, она понимает, что я хочу, а мне близки ее идеи.

А что касается повседневной одежды, то как вы предпочитаете одеваться - модно или удобно?

Иногда хочется ходить в джинсах, особенно в Москве, чтобы было удобно передвигаться и при этом хорошо выглядеть. И когда репетиции - тоже джинсы. Но при этом сверху я люблю надеть что-то воздушное, прозрачное, недаром у меня большое количество всяких блузок - шелковых, шифоновых, кружевных. Такое сочетание нежности и удобства. И, конечно, я люблю платья.

Сами любите рукодельничать, что-то делать своими руками?

В девяностые годы, когда я училась в Казанской консерватории, в магазинах было, как вы помните, шаром покати. А мне хотелось иметь свой стиль и хорошо выглядеть. Поэтому покупала ткань, и сама шила себе брючные костюмы, это было мое хобби. Тогда у меня был дирижерский стиль: палочка, пиджаки, брючные костюмы, галстук с рубашкой... Шила всевозможные сарафаны для лета из натурального шелка. Он же сложный в работе, поэтому приходилось шить на руках.

Я получала от этого большое удовольствие. Вязала раньше тоже много. Сейчас handmade снова ценится, но уже не в силу необходимости, а как что-то эксклюзивное, чего нет у других.

Как к шопингу относитесь?

Люблю гулять по небольшим итальянским городам вроде Виченцо, Вероны или Венеции и одновременно что-то покупать. А в Америке настолько все дешевле, чем у нас, что я привезла оттуда несметное количество вещей. На лейблы внимания никогда не обращаю, мне кажется, марка беспокоит тех, у кого нет вкуса. По моему мнению, пусть одежда сшита руками, но это будет единичный вариант строго по тебе и для тебя. Всегда обращаю внимание на витрины с ювелирными украшениями, ведь как каждая женщина очень люблю камни - драгоценные, полудрагоценные. Но небольшие, поскольку я сама миниатюрная и крупные украшения мне не идут. Хотя есть у меня большой авангардный кулон из красного коралла, такой стручок в серебре.

Наверняка вокруг вас всегда много поклонников. Какие мужчины вам нравятся?

Поклонников, действительно, много, и почти все удивляются, насколько я разная на сцене и в жизни. На сцене у меня яркий макияж, ведь там надо мимикой выражать свои чувства.

А в жизни я с минимумом косметики, простая и домашняя. Поклонники поражены - куда же делась оперная дива? А мне после концертов даже общаться не хочется, потому что выдаешь себя по максимуму, просто посидеть бы и помолчать. Что до мужчин, которые мне нравятся, то в первую очередь - умные. Потом - заботливые и внимательные, здесь я никого не удивлю. Чтобы не были собственниками и давали возможность женщине развиваться не только в своей профессии, но и как личности.

Что вам помогает оставаться в хорошем настроении?

На самом деле я много пережила в своей жизни. Это дало мне колоссальную жажду жить и делать свое дело, как бы сложно ни было. Спасает самоирония, надежда на лучшее и оптимистический настрой. Только вперед, выполняя свою миссию!

Беседовала Татьяна Филиппова. Фото - Игорь Пискарев

Украшения - швейцарская ювелирнаякомпания MareMonti