Интервью и статьи

Газета «ХАКАСИЯ» 2009 "Джульетта… На родине Джульетты"

О вокалистке Екатерине МОНИСОВОЙ наша газета рассказывала, когда она только начинала свою карьеру, будучи студенткой Российской академии музыки имени Гнесиных. После окончания Казанской государственной консерватории по специальности “Дирижирование академическим хором” она в течение семи лет преподавала в институте искусств ХГУ. А ее голос радовал своим удивительным оттенком. Екатерина с удовольствием выступала на разных сценах республики. С успехом прошли и ее сольные концерты с симфоническим оркестром Хакасской республиканской филармонии.

Слушая ее пение, понимаешь: девушку ждет большое вокальное будущее. Ибо такое природное дарование подобно зеленому весеннему ростку, пробивающему неведомой нам силой самый твердый асфальт…

И вот, спустя несколько лет, Екатерина, теперь уже дипломированная оперная певица, солистка Московской государственной академической филармонии, пришла в редакцию рассказать о своей первой, но весьма значимой победе в мире вокала.

 Она только что вернулась из Италии, где стала лауреатом первой премии на международном форуме, прошедшем в апреле в итальянском городе Лониго, расположенном недалеко от таких архитектурных и исторических жемчужин, как Венеция и Верона. Стоит отметить, что в прошлом году молодая солистка окончила “Гнесинку” по специальности “Оперное пение” в классе солиста Большого театра, профессора Леонида Виленского и уже успешно дала сольные концерты с камерным ансамблем “Экселенте” (руководитель Евгений Непало) в столице России. Появление нового дарования в мире отечественного вокала отметил известнейший в мире искусства журнал “Музыкальная жизнь” в своем нынешнем февральском выпуске.

Об этом конкурсе я узнала совершенно неожиданно, — рассказывает Екатерина Монисова, — от одного из своих преподавателей. Форум проходил на концертной вилле Сан-Фермо, построенной еще в 1668 году. Это бывший аббатский приход и бывшая резиденция папы Римского — Пия XII, имеющие свою собственную церковь, школы. Потрясающий памятник истории и архитектуры. На вилле — замечательный концертный зал, небольшой, но с очень хорошей акустикой, видевший выступления звезд с мировым именем. Конечно, было непередаваемое чувство сопричастности со всем этим," — делится впечатлениями Екатерина…

Кульминацией конкурсной программы стал речитатив и романс Джульетты из оперы Винченцо Беллини “Монтекки и Капулетти”. Я исполняла его с особым чувством, поскольку это происходило на родине композитора, неподалеку от города, где, по легенде, жила Джульетта.

Конечно, мне очень хотелось попасть в Верону, постоять на балкончике, где когда-то стояла она. И мне это удалось. Удивило то, что Джульетта на фресках своего трехэтажного дома изображена пухленькой белокурой девушкой с мелкими завитками. И на вид выглядит постарше, чем 16 лет. Запомнилась и Веронская арена, где несколько столетий назад сотрясали округу бои гладиаторов, а сейчас проходят масштабные оперные постановки, такие, как “Аида” Джузеппе Верди. К слову сказать, сами итальянцы больше любят Верону, а Венеция считается более популярной среди туристов.

Нужно было исполнить народную песню в старинном стиле, в стиле bel canto, и современное произведение. Нужно было показать умение петь в разных стилях. Закончила я программу известной композицией “Колыбельная Клары” Джорджа Гершвина из оперы “Порги и Бесс".

Помните? — негромко напела Екатерина известную мелодию. — Интересно и то, — продолжила солистка, — что зрителей там не было. А концерт смотрела и оценивала лишь комиссия.

В ее составе работали двенадцать профессионалов из Италии, Дании, Украины, Прибалтики и России. Председателем жюри был профессор консерватории из Италии Пьер Джо Менегини. В заключение проходил гала-концерт. Это были самые яркие и интересные произведения, исполняемые победителями. Мне тоже посчастливилось участвовать в этой гала-программе. Я пела произведение редко исполняемого старинного композитора, основоположника английской оперы Генри Перселла и, конечно, “Колыбельную Клары” с ее джазовыми ритмами. Приятным моментом стало приглашение основателя ассоциации конкурса в Италии, профессора Менегини на выступление с сольной программой в будущем году.

Участниками вокального форума стали две категории: учащиеся консерваторий и профессионалы. Я уже выступала среди профессионалов. Среди них были солисты из оперных театров. Конечно, чувствовалась особая конкурсная обстановка и то, как воспринимает жюри твое исполнение. Особенно это стало заметно, когда я пела Гершвина. Потому что я пыталась уйти от классических традиций, внести некоторые джазовые элементы (свинг). Видела, как они меня слушали, даже покачивались в такт музыке. А главное, сама получала огромное удовольствие просто от пения на заключительном концерте, в обстановке расслабленности и отсутствия оценок.

Помимо музыки, какие впечатления подарила вам Италия: чем удивила родина оперной музыки?

Так как я пела Джульетту, и это была своеобразная кульминация моего концерта, я ее настолько прочувствовала… Поэтому столь впечатляющим стало для меня посещение ее дома-музея. Смотрела на фрески XVI — XVII веков, и подпитывалась их энергетикой. Мне даже удалось улучить момент и присесть на стульчик, на котором когда-то сидела Джульетта.

Конечно, неизгладимые впечатления оставила Венеция. Приехав туда, мы сели в небольшой пароходик, поскольку прогулки на знаменитых венецианских гондолах стоят довольно дорого. Проплыли по Гранд-каналу через всю Венецию к площади Сан-Марко, а обратно пешком. У нас там был всего один день. Погода была солнечная. Остались чудесные снимки.

Кроме всего, мне удалось по пути на пару дней остановиться в Вене. Посетить Венскую государственную оперу. Думаю, это мечта любого музыканта. Побывать на родине венских классиков. Примечательно, что любой желающий может посетить оперу, купив билет “без места” всего за три евро и “отстоять” всю постановку на галерке. Стоимость же места в vip-ложах доходит до 250 евро.

До столицы Австрии мы летели на самолете, а до Италии, до которой, кстати, там недалеко, ехали на автобусе восемь часов через Альпы. Это, конечно, чудо! Эти горы мне почему-то напомнили наши Саяны.

Вена — красивейший город с потрясающей архитектурой. Чтобы ее понять и разглядеть, там, естественно, надо жить. По этому поводу абсолютно точно сказал сам король вальсов Иоганн Штраус: “Есть только один город императоров, есть только одна Вена”. Памятной осталась экскурсия по венской достопримечательности — императорскому дворцу. Запомнилась интересная деталь. Посетителю дают небольшие наушники. И, передвигаясь свободно по залам, независимо от экскурсовода можно слушать на нужном языке рассказ об экспонатах дворца. С подобным видом сервиса мне не приходилось сталкиваться прежде.

Мне показалось, что у меня будет возможность еще раз посетить этот чудесный город.

Расскажите о своих московских сольных концертах и выступлениях с ансамблем “Экселенте”.

Приходилось выступать на Дворянском собрании. Там раз в неделю проходят концерты. Собираются представители русского дворянства и слушают музыку. Изысканная публика, заказ билетов по интернету. Это были еще мои первые концерты.

И как сегодняшнее дворянство оценивает высокий вокал?

Судя по тому, что я получила еще приглашение, мое выступление всем понравилось.

Запомнился концерт в усадьбе Люблино, во дворце Дарусова. Прекрасная обстановка, паркет, замечательная акустика. Потолки в росписи, белый рояль. Зал был полон слушателей.

Что сейчас предпочитает столичный слушатель?

Со струнным ансамблем мой репертуар слегка ограничен. В основном это старинные арии: Бах, Вивальди, Перселл, Гендель. Старинные романсы. Это особый стиль, и надо знать все тонкости его исполнения, звукоизвлечения. Самый интересный номер был у меня с флейтой и фаготом. В прежние времена инструменты подражали голосу, а голос подражал инструментам. Здесь уместно вспомнить слова Иоганна Себастьяна Баха: “Играйте, как поете, и пойте, как играете”.

Во время занятий с профессором Виленским у меня была возможность бывать в Большом театре. Иногда даже там проходили репетиции. Это впечатляюще!

Сама царственная атмосфера, встречи с известнейшими артистами. Однажды перед премьерой балета “Корсар” я пришла на репетицию, села в зал, одна. Представляете, — делится незабываемыми впечатлениями Екатерина, — на сцену выходит сам Цискаридзе и танцует. Как будто для меня. Здорово!

Были небольшие концерты в музеях. Это тоже довольно интересно. Например, в музее Булгакова, Станиславского, в доме Чайковского. Еще мне предлагают выступить в Оружейной палате Кремля. Чувствую, соглашусь!

Беседовала Любовь МИШИНА