Интервью и статьи

"Музыкальный журнал" сентябрь 2015

Голос Екатерины Монисовой уже давно завоевал концертные площадки Москвы. И не только по принадлежности к столичному музыкальному сообществу: Монисова – выпускница Гнесинской Академии по специальности «сольное пение»

до этого закончила Казанскую консерваторию как хоровой дирижёр), солистка Московской академической филармонии. Концерты с её участием всегда привлекают внимание искушённой столичной публики. Вот и новая программа, подготовленная певицей совместно с Ансамблем солистов «Эрмитаж» (художественный руководитель – Александр Гиндин), стала одним из событий прошедшего концертного сезона.

Концерт под названием «От барокко до джаза» соединил сразу нескольких музыкантов, в творчестве которых в равной мере представлены практически все жанры музыкальной классики. Фирменный стиль «Эрмитажа» изначально отмечен сочетанием произведений композиторов самых разных эпох – от Баха, Гайдна и Моцарта до Прокофьева, Шостаковича, Пьяццоллы, а также джаза, роки этно-музыки. Приглашённый солист Госоркестра имени Е. Ф. Светланова и Национального филармонического оркестра России, педагог Колледжа имени Гнесиных (отдел «Духовые и ударные инструменты») Леонид Друтин известен более всего как джазовый исполнитель, мастерски владеющий всеми форматами звучания саксофона. И в репертуаре Екатерины Монисовой с лёгкостью, обусловленной широтой вокальных возможностей певицы, уживаются барочная и оперная классика, камерная лирика, мюзикл и джазовые вокальные стандарты.

Именно Монисова и Друтин стали хэдлайнерами концерта, который эффектно был орнаментован музыкальными акцентами в исполнении молодых виртуозов «Эрмитажа» (дирижёр программы – Илья Норштейн). Голоса солистов звучали в обрамлении популярных барочных и джазовых произведений для оркестра (увертюра к опере «Юлий Цезарь в Египте» Генделя, Дивертисмент Моцарта, «Лунный свет» Ван Хессела и «Четыре вечера NY» Молинелли).

В атмосфере «классического сейшена» рождались неожиданные музыкальные интонации. Так, в Концерте № 1 Генделя Л. Друтин исполнил соло на саксофоне. А Е. Монисова, построив свою программу в первом отделении на сочетании редкоисполняемых и популярных оперных арий, во втором «переключилась» на регистры джазовых и мюзикльных композиций.

Монисова не просто пела в сопровождении оркестра – она задавала тональность и определяла собою стиль концерта. Хрупкая внешне певица наделена редким по густоте и насыщенности сопрано, эффектно «манипулируя» которым, она то рассыпала хрустальный бисер барочных фиоритур, то возвышалась до трагедийного пафоса классической оперы, то вдруг её вокал обретал чисто джазовые характеристики.

В исполнении Е. Монисовой прозвучали арии Клеопатры и Альмирены из опер Генделя «Юлий Цезарь в Египте» и «Ринальдо», Гавот Манон из одноимённой оперы Ж. Массне и Вальс Джульетты оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» (оперная «визитная карточка» певицы), вокальные сочинения Гершвина («Любимый мой»!), Керна («Дым»), Бернстайна (песня Марии из мюзикла «Вестсайдская история»). А логичным завершением концерта стало любимое произведение певицы – Колыбельная Клары («Summer Time») из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс», ещё раз подтвердившая высокий исполнительский уровень молодой певицы и её умение растворяться в музыке, к какой бы эпохе она ни принадлежала. Фото из личного архива Екатерины Монисовой.