Интервью и статьи

"Музыкальный журнал" январь/февраль 2016

Уже давно рождественские концерты стали неотъемлемой частью любой филармонической программы в разных уголках мира.

И жанровое разнообразие музыкантское представительство в праздничных концертах, овеянных темой этого глубоко духовного события, с каждым годом становится всё шире. Расширяется и география взаимодействия музыкантов разных стран и разных музыкальных направлений.

Ежегодный Пражский международный фестиваль «Чешские прикосновения музыки» (České doteky hudby) возник именно как рождественский. Его концерты, как правило, проходят на территории знаменитых пражских культурных памятников: в Общественном доме, Рудольфинуме, Новомнестской ратуше или на Пражском граде. Это – самый масштабный фестиваль классической музыки на рубеже года уходящего и наступающего. Он имеет высокий государственный статус и входит в десятку самых престижных культурных мероприятий Чехии.

Традиции домашнего коллективного праздничного музицирования, которые в стране насчитывают не одно столетие, в ХХ веке переросли в регулярные филармонические концерты, став частью уже не только народной культуры, но и профессиональной музыки. «Во время Рождества в Чехии всегда звучала музыка, – транслирует идею своего фестиваля директор Мирослав Матейка (Miroslav Matějka). – В эти дни музицировали все – от мала до велика, как любители, так и профессионалы. Собирались друзья, брали в руки инструменты (или подходящие для этой задачи предметы) и играли. Играли и пели свои любимые песни, колядки и популярные мелодии. От села к селу, от города к городу, от края к краю переливалась музыка, и всякий раз это были новые песенные традиции, новые голоса. Наверное, именно в это время года, во время умиротворённого состояния души человека, и вошло в обиход известное выражение – что ни чех, то музыкант!»

Кроме собственно праздничного акцента, у пражского фестиваля есть ещё два немаловажных посыла: Международный музыкальный фестиваль «Чешские прикосновения музыки» постоянно заботится о молодых и талантливых артистах, давая им возможность выступить в программе фестиваля и проявить свой талант. И представление молодых неизменно идёт в окружении мастеров, именитых артистов – звёзд и виртуозов классической музыки. А объединяет всех тема, связующей нитью проходящая через репертуар каждого участвующего в фестивале исполнителя.

Одна из таких сквозных тем на протяжении всей истории фестиваля – «Русские музыкальные самоцветы», открывающая чешской и европейской публике новые имена музыкальной России и представляющая малоизвестные шедевры русской классической и современной музыки, произведения литературы и кино. Эксклюзив фестиваля – музыкальные «инсталляции» на темы архитектуры самых красивых городов мира под общим названием «Городское изящество». Особая тема фестиваля – концерты, представляющие киномузыку: на нынешнем фестивале это была музыка из оскароносных фильмов. Важная тема фестивальных программ – музыка для детей, в этот раз её хитом стала знаменитая симфоническая сюита С. Прокофьева «Петя и Волк». Обязательный элемент программ фестиваля – произведения Б. Сметаны, А. Дворжака, Л. Яначека и Б. Мартину. Среди молодых чешских музыкантов, представленных на этом фестивале, были скрипачи-виртуозы Ян Мрачек и Мирослав Амброш и блестящий пианист Лукаш Клански. А вот российское исполнительское музыкальное искусство (в единственном числе) представляла сопрано Екатерина Монисова.

Продолжение здесь.